Ошибаются те, которые во время благополучия думают, что навсегда избавились от невзгод. - Цицерон

Мы едем-едем-едем

     Летом мы чаще отправляемся во всевозможные путешествия. Многих родителей предстоящие поездки с ребенком пугают: ведь в дороге и взрослые-то устают и скучают, что уж говорить о детях?
     Попробую поделиться своим опытом. Мы с детьми и поездом путешествовали, и автобусом, и на самолете летали, а уж на машине почти каждый день приходится куда-то ездить.
     Мы берем с собой, конечно, все необходимое: немного еды и питья (сушки, печенье, сок в пакетиках с трубочкой, воду в бутылке), салфетки, туалетную бумагу. И, помня о том, что дети не любят долго быть без дела, мы обязательно укладываем в дорожную сумку книжки с песенками и стихами, красивыми картинками, разные игры, в которые дети могут тихо играть и сами.
     Наверное, самое главное правило: не начинать развлекать детей до того, как это станет явно необходимым. Если они придумывают игры сами - прекрасно! А если вы видите, что дети вот-вот пойдут вразнос и начнется рев, - поторопитесь вмешаться и чем-то занять их.
    
     Играют пальчики
     Долгая поездка в машине, автобусе, самолете сильно ограничивает подвижность ребенка, и он наверняка будет страдать от этого. В поезде несколько легче - здесь можно хотя бы пробежаться по коридору. В машине или в автобусе вы можете на некоторое время занять детей пальчиковыми играми. Такие игры нравятся и малышам лет полутора-двух, и более старшим детям.
     Поиграем сначала в зайчика. Большой палец, мизинец и безымянный складываются в щепоть - это мордочка зайчика, а указательный и средний вытянуты вверх - это ушки. Другой ладошкой ребенок ловит зайчика; тот сначала успешно убегает, но на последней строчке ладошка его догоняет.
     Скачет зайка маленький
     Около завалинки.
     Быстро скачет зайка,
     Ты его поймай-ка!
     Ребенок складывает пальчики в кулачок, а затем раскрываем его, называя все пальчики, начиная с большого:
     Этот пальчик - дедушка.
     Этот пальчик - бабушка.
     Этот пальчик - папа.
     Этот пальчик - мама.
     Ну а этот пальчик - я.
     Вот и вся моя семья!
     Теперь пальцы сцепляем в замок, крутим замок вперед - назад, вправо - влево, постукиваем им о коленку - и расцепляем пальцы:
     На двери висит замок.
     Кто его открыть бы мог?
     Повертели, покрутили,
     Постучали -
     И открыли!
     Левая ладошка раскрыта, пальцы выпрямлены - это солнышко.
     Пальцы правой сжаты в кулак - спят. Солнышко начинает будить их: указательный палец левой ладошки дотрагивается до каждого, начиная с большого.
     Утро настало,
     Солнышко встало.
     Эй, братец Федя,
     Разбуди соседей!
     Вставай, Большак!
     Вставай, Указка!
     Вставай, Серёдка!
     Вставай, Сиротка!
     И крошка-Митрошка!
     Привет, ладошка!
     Лукошко ребенок изображает двумя ладошками (ему это не так просто, между прочим!). Потом ладошки надо раскрыть и один за другим, когда называют очередное имя, загнуть все пальчики (кроме больших - на них имен не хватит):
     Собрали в лукошко:
     Саша - малину,
     Маша - рябину,
     Оля - шишки еловые,
     Коля - листья кленовые,
     Таня - синий василёк,
     Ваня - беленький грибок,
     Вика - землянику,
     А маленький Серёженька - ёжика!
     Покатаемся на лошадке
     Пальчики устали? Посадите малыша на колени, пусть он покатается на лошадке:
     Едем на лошадке
     По дорожке гладкой.
     В гости нас звала принцесса
     Кушать пудинг сладкий.
     Две собачки у порога
     Нам сказали очень строго:
     Как собачки говорят?
     "Гав-гав!" - отвечает малыш, и игра начинается снова.
     Вы можете спросить, как говорят кошки, коровы, вороны, овечки, лошадки, лягушки.
    
     Комарики приставучие
     Нравится детям играть в комариков.
     Дарики, дарики!
     (Хлопаем в ладоши.)
     Ай да комарики!
     Бз-з-з-з!
     (Ваши пальцы сложены в щепоть и совершают круговые движения.)
     Комарики вились, вились,
     Вились, вились -
     И в щечки вцепились!
     Комарики кусают за щечки. В другой раз комарики вцепляются в носик, потом в ушко, животик, спинку, коленку, плечо.
    
     Волшебный мешочек
    
     Для этой игры понадобится обыкновенный тканевый мешочек, который вверху затягивается шнурком. В мешочек складывают парами предметы, разные на ощупь: два резиновых мячика и две чайные ложки, два деревянных кубика и две одинаковые пластмассовых чашечки, другие мелкие предметы (куколки, машинки, колокольчики, гайки и болтики, желуди, орехи, камешки, ракушки:).
     Как играть? Вы даете ребенку мешочек, просите запустить в него руку и на ощупь угадать, что он нашел. Малыши в год-полтора, которые говорить еще не умеют, могут вынимать вам то, что попросите вы: "Найди мне мячик!" А дети постарше могут не только назвать найденное, но и рассказать, не вынимая предмет из мешочка, какая у него форма, размер, из чего он сделан. Например, про ложку можно сказать, что она холодная, гладкая, металлическая, длинненькая; мячик - резиновый, гладкий; грецкий орех - шершавый. Предмет достают и смотрят, верно ли все угадано. После этого - задачка посложнее: нужно найти второй такой же предмет. Эта игра нравится и шестилеткам.
    
     Не прозевай!
    
     В этих играх ребенку придется мобилизовать свое внимание.
     Успеешь убежать? Мама (или старший из детей) вытягивает руку раскрытой ладонью вниз, а дети приставляют к ней пальчики. Мама произносит: "Папа, мама, жаба, цап!" Пока звучат первые слова, пальчики должны ждать, но когда прозвучит "Цап!", зевать не надо: мама сожмет ладонь в кулак и поймает тех, кто не успел убежать.
     Внимание необходимо, когда приходится сменять одно движение на другое. Это только кажется, что переключиться вовремя очень легко.
     Ладушки-ладушки,
     кулачки-кулачки!
     Ладушки-ладушки,
     кулачки-кулачки!
     (Пальцы сжимаются в кулачки и разжимаются.)
     Спрятались ручки. (Руки прячутся за спину.)
     Где они? Ищи!
     (Руки возвращаются.)
     А как можно изобразить жестами, например, солнце, камешки, заборчик? Солнце - раскрытая ладонь с растопыренными пальцами (лучики!), камешки - два кулачка, заборчик - две ладошки с сомкнутыми пальцами, выставленные одна рядом с другой. Этими жестами надо отзываться на слова-команды ведущего.
     Ребенку нравится и самому командовать, и выполнять команды, и следить, правильно ли другие выполнили то, что он просил.
     Так что если детей несколько, пусть они все успеют побыть ведущими.
     В игру можно внести элемент шутки, когда ведущий говорит одно, а показывает другое.
    
     С числами и словами
    
     Если дети умеют и любят считать, можно поиграть с ними в такую игру: кто-то один (установите очередь) называет число (от единицы до пяти или до десяти), а все остальные должны быстро показать нужное количество пальцев.
     А вот игра "Угадай число" (с детьми помладше играют с числами до 20, а с теми, кто постарше, - и до 100). Ведущий задумывает число, а остальные пытаются его угадать, по очереди задавая вопросы. Например, задумано число 14. Вопрос:
     - 19?
     - Меньше, - отвечает водящий.
     - 5?
     - Больше!
     - 10?
     - Больше!
     И так до тех пор, пока кто-то не назовет задуманное число.
     Даже с самыми маленькими можно поиграть в игру "Угадай мелодию".
     А тех, кто уже хорошо говорит и у кого достаточно большой запас слов, займите игрой в вопросы и ответы. И вопросы эти пусть задает не только мама, но и дети - друг другу:
     - У коровы - теленок, а у свинки - кто? А у овечки? А у собачки?
     - Что бывает желтое?
     - Что бывает съедобное?
     - Что бывает мягкое?
     - Что плавает?
     Весьма занимательна игра в антонимы, которые детям проще всего объяснить как слова "наоборот".
     - Маленький, а наоборот?
     - Большой!
     - Веселый, а наоборот?
     - Грустный!
     - Слабый, а наоборот?
     Можно проверить, хорошо ли дети помнят дни недели:
     - А какой день после четверга?
     - Сегодня среда, а вчера был какой день?
     - А позавчера?
     Подобно этому можно попросить назвать месяцы: второй месяц весны, первый месяц осени или последний месяц лета.
     Если дети уже знают буквы, то можно заняться с ними играми-загадками типа "С какой буквы начинается?". Когда вы увидите, что могут легко определять первую букву в слове, поиграйте с ними в "Цепочки".
     тот, кому пришла очередь отвечать, должен придумать слово, которое начиналось бы на последнюю букву слова, названного предыдущим играющим. Может получиться, например, такая цепочка:
     арбуз - зебра - акварель - лимон - нож - жаба - акробат - танк - копыто - окно - остров.
     Потренируйте детей в умении определять на слух число слогов и букв в слове - это полезно и дошколятам, и ученикам младших классов.
     Интересно проходит игра, в которой надо угадать букву, задуманную ведущим. Угадывают ее, называя разные слова и выясняя, есть ли в том или ином названном слове задуманная буква (и если есть, то сколько раз встречается). Положим, задумана буква О.
     - Малина?
     - Нет.
     - Танк?
     - Нет.
     - Рот?
     - Одна
     - Рябина?
     - Нет.
     - Стол?
     - Одна.
     - Молоко?
     - Три.
     - О!
     А игра "Повтори и назови одним словом" развивает память и логику;
     здесь надо без ошибок повторить четыре названных слова и подобрать к ним обобщающее понятие.
     Север, юг, запад, восток. (Стороны света.)
     Стул, стол, табуретка, шкаф. (Мебель.)
     Волк, заяц, медведь, лиса. (Лесные животные.)
     Трамвай, троллейбус, автобус, метро. (Транспорт.)
     Есть более сложная разновидность игры - надо повторить названные слова и решить, какое лишнее.
     Самолет, грузовик, вертолет, ракета. (Лишнее - грузовик, он один не летает.)
     Яблоко, груша, заяц, слива. (Лишнее - заяц, только он не фрукт.)

Нет ничего более неустойчивого, чем диалог двух женщин, поскольку он мгновенно распадается на два монолога